Как проводится контроль качества продуктов питания в Украине?

Нашли, что искали? Поддержите сайт:

Как я уже говорил раньше, в последние дни я пытался ответить на вопрос как контролируется или регламентируется использование гормональных препаратов в животноводстве и их содержание в пищевых продуктах.



style="display:inline-block;width:336px;height:280px"
data-ad-client="ca-pub-4037835599918832"
data-ad-slot="7553000704">

Хотя можно встретить высказывания, утверждающие, что в Украине гормональные препараты применять запрещены («Крымчане едят мясо с гормонами» h t t p://news.allcrimea.net/news/2007/1/17/1169047421/), в законодательных актах на этот счет нет конкретики.

Хотя в некотрых местах и можно встретить утверждений типа «не допускается содержание... гормональных препаратов», но нигде нельзя прочесть какие методы, рекомендации необходимо применять с целью их контроля.

Их просто нет. В поисках необходимой информации я наткнулся на очень познавательную статью, как нельзя лучше разъясняющую ситуацию по данному вопросу, тем более что многие официальные лица, непосредственно задействованные в мясопроизводство, в том числе и продукции птицеводства, высказывают свою точку зрения и дают свою оценку. Полностью статью под названием «Подробнее о продуктах питания в Украине» можно прочесть на H t t p://www.consumerinfo.org.ua/must_know/quality/580/7003/#. Текст этой статьи с неборльшими сокрашениями приведен ниже и надеюсь поможет читателям сайта создать более-менее цельную картину по ситуации контроля содержания гормональных препаратов в продукции животноводства. На риторический вопрос юмористов «Кто определяет, что корм для кошек стал еще вкуснее?» нашли ответ украинские чиновники, утвердившие стандарты, по которым измельченные кости, мясокостные остатки и каркасы могут запросто добавляться в… сосиски и колбасы. В Европе эти ингредиенты используются лишь при изготовлении кормов для собак и кошек. Кормить ими homo sapiens там строжайше запрещено. Отечественные же потребители, судя по всему, — особи менее привередливые…

Есть нельзя выбросить

Качество продуктов питания в Украине регулируется ГОСТами и ГСТУ. Оба документа, представляющие собой несколько толстенных томов, имеют одно название — «Государственные стандарты». Отличие между ними в том, что вторые появились уже после обретения Украиной независимости, но по сути оказались модернизированной версией стандартов, действовавших со времен СССР. Да и модернизация эта была весьма условной. Скажем, любимая многими колбаса «Докторская», произведенная в соответствии с ГОСТами и ГСТУ, — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. ГОСТы предписывали, что упомянутая колбаса должна состоять на четверть из говядины высшего сорта, на 70% — из нежирной свинины, на 2% — из сухого коровьего молока, содержать 3% яиц, а также соль, сахар, мускатный орех или кардамон. Состав этой же колбасы, но в соответствии с ГСТУ: мясо птицы (30%), эмульсии (кожи, субпродуктов, отходов — 25%), соевый белок (25%), говядина или свинина брикетированная (10%), мука кукурузная, картофельная или крахмал (8%), вкусовые добавки (2%). «В советские времена по нормам в состав продукта входили только натуральные специи — соль, сахар, перец и т.д. И сегодня, если делать продукт в соответствии с ГОСТами, то в него нельзя добавлять какие-либо красители или искусственные добавки», — поясняет Ляля Каримова, начальник отдела маркетинга ЗАО «Горловский мясокомбинат».

«Чаще всего потребители жалуются на качество молока, мяса и хлеба, — считает Олег Самчишин, президент Украинской ассоциации потребителей. — Но удовлетворить их претензии практически нереально. Во-первых, потому, что в Украине нет программы по качеству для населения. Покупатель не знает, что должно быть в ГОСТах, ГСТУ, и, соответственно, не владеет информацией, на какие показатели некачественности товара можно жаловаться».

Впрочем, если у производителей нет желания следовать даже ГСТУ, они могут этого не делать. Причем на вполне законных основаниях, так как Закон «О стандартизации» позволяет предприятию работать в соответствии с разработанными им же стандартами — техническими условиями (ТУ). «Сегодня производителям не обойтись без продукции, сделанной по ТУ: запросы потребителей растут, и мы вынуждены расширять ассортимент. К примеру, о куриной колбасе во времена СССР никто и не слыхивал. Поэтому производим ее по новым, разработанным нами ТУ», — поясняет Ляля Каримова. Все ТУ обязательно согласовываются с Минздравом, который, в свою очередь, при принятии решения должен руководствоваться данными специально проведенных экспертиз, и регистрируются в Госпотребстандарте. По данным «ВД», утверждение одной такой рецептуры обходится производителю в общей сложности в сумму не менее $10 тыс. Всего, по данным Госпотребстандарта, отечественные производители на разработку и утверждение собственной рецептуры уже потратили около 1 млрд грн. Но эта овчинка стоит выделки, потому что собственноручно разработанные ТУ позволяют им, помимо прочего, наполнять продукты более дешевыми ингредиентами.

По мнению же специалистов Госпотребстандарта, разработка десятков тысяч ТУ зачастую абсолютно не оправдана. «Проверки Госпотребстандарта показали, что многие ТУ на мясо, молочные продукты, подсолнечное масло не отвечали принятым национальным стандартам, которые уже гармонизированы с соответствующими европейскими и международными», — констатирует Александр Шнипко, экс-глава Госпотребстандарта.

Заграница не поможет

Гармонизация стандартов, о которой говорит г-н Шнипко, предполагает, что требования к качеству товара как в Украине, так и в Европе должны быть едиными. Т.е. продукция, импортируемая в страну, равно как и произведенная в ней, должна обладать неким единым набором потребительских свойств.

В свете присоединения нашей страны к ВТО это предписание является обязательным. Но на данный момент ситуация выглядит иначе. К примеру, в странах ЕС относительно молока существуют ограничения по уровню активной кислотности (pH). Так вот, значение этого показателя в норме должно находиться в пределах 6,6−6,8. Превышение же этого уровня рН может привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. В Украине этот показатель на данный момент вообще не регулируется. И таких брешей в наших стандартах качества предостаточно.

«Мощные фирмы мирового уровня оборудованы разными линиями производства, позволяющими выпускать продукцию далеко не идентичного качества. Для стран третьего мира компании также разрабатывают отдельные ТМ», — утверждает Николай Присяжнюк, народный депутат, глава комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельным отношениям. Импортеры имеют полное право поставлять на наш рынок товар, соответствующий лишь украинским стандартам (ГОСТам и ГСТУ). Чтобы завезти партию продукции в Украину, импортер получает две «бумажки»: сертификат соответствия образцов товара биологическим показателям — в ведомстве «Государственная система сертификации Украины», и карантинное импортируемое разрешение — в госинспекции по карантину при МинАПК, где товар проверяется на наличие вирусных и прочих инфекций. «Бумажки» на руках — и путь в страну открыт.

Присоединяясь к ВТО, Украина, среди прочего, взяла на себя обязательство разрешить импорт продуктов, обработанных гормонами, а также отменить обязательную сертификацию. «Но если «на входе» продукты проверяться не будут, то говорить об их качестве просто не имеет смысла», — убежден Николай Присяжнюк.

На самом деле ситуация выглядела бы не столь плачевной, если бы Украина подтянула отечественные стандарты до европейского уровня и внедрила международные правила контроля над их выполнением. В ЕС безопасность и качество пищевых продуктов регламентируется 400 директивами по всей цепочке — их европейцы окрестили системой качества «от поля к столу». В отличие от Украины, там делается упор не на конечный продукт, а на сырье: постоянно проводится мониторинг земли, воды, изучается, что, как и где выращивается. «Внедрение европейских правил в Украине — благо для отечественного потребителя. Европа тоже прошла нелегкий путь. Их новое законодательство в отношении продуктов питания введено относительно недавно (в январе 2006 г.). Сейчас большое внимание в странах ЕС уделено контролю сырья, на всех пищевых предприятиях внедрены системы НАССР (контроля критических точек)», — рассказывает Владимир Семенович, начальник Научно-исследовательского центра испытаний продукции Укрметртестстандарта.

Но на данный момент в Украине принято лишь 20 технических регламентов, разработанных на основе европейских. И ни один из них не внедрен в жизнь. Более того, Закон «О безопасности и качестве пищевых продуктов», принятый еще в 2005 г., предписывал ввести в Украине требования кодекса «Алиментариус» (свода принятых международным сообществом норм безопасности пищевых продуктов, обязательных для исполнения во всем мире). Но все осталось только на бумаге.

«Честно говоря, гармонизация стандартов — домашнее задание, которое надо было выполнить до момента вступления в ВТО. У нас же пока царит хаос. Но нам никто не будет помогать, если мы сами этого не захотим», — убежден Иван Томич, президент Ассоциации фермеров и землевладельцев Украины.

Завершить пересмотр стандартов качества в соответствии с нормами ВТО Украина должна к началу 2012 г. А если этого не произойдет, то, по большому счету, мировая общественность возмущаться особо не будет, ибо такое положение вещей может сыграть на руку западным компаниям.

После ратификации соглашения о вступлении в ВТО ставка импортной пошлины для продукции пищепрома сократится с 36,1 до 12,4%. «К тому же за экспорт европейские фирмы на родине получают дотации. К примеру, за 1 кг сливочного масла импортерам выплачивают €1,38, за кисломолочные продукты — €0,3−0,6», — рассказывает Вероника Мовчан, директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций. «Пока мы не поставим необходимые барьеры, иностранные компании, будучи заинтересованными в прибыльности своего бизнеса и используя существующие недоработки в нашем законодательстве, не перестанут поставлять в Украину продукты далеко не европейского качества», — сетует г-н Присяжнюк.

С ним согласен и Иван Томич: «В ЕС наблюдается наибольшее перепроизводство мяса и молока. Эти страны решают проблему, куда девать второсортные продукты, которые лишь отчасти соответствуют нормам ВТО. Безусловно, эти товары придут на украинский рынок».

Хотя при окончательном формировании соглашений о вступлении в ВТО у Украины были шансы выторговать заградительные барьеры для ввоза продуктов с ГМО и настоять на сохранении обязательной сертификации. Однако, по словам Александра Бакуменко, главы ассоциации «Союз птицеводов Украины», с представителями отечественного бизнеса и потребителями даже не советовались, не говоря уж о приглашении их на переговоры. Тогда как еще не вступившая в ВТО Россия достаточно активно отстаивает свои интересы (подробнее — см. вступление к боксу «Некоторые добавки, разрешенные (запрещенные) в Украине, России и странах ЕС», на стр. 33). «Причина всех наших нынешних уступок заключается в том, что в 1993 году при подписании заявки на вступление в ВТО в документе указали, что «Украина — страна развитая», а не развивающаяся. Поэтому все преференции, которые предусмотрены для развивающихся стран (значительные переходные периоды, преференции для национального товаропроизводителя, сохранение внутренних защитных барьеров до полной адаптации всех требований), были утрачены», — рассказал «ВД» бывший высокий чиновник из Госпотребстандарта, пожелавший остаться неназванным.

Ищем лоббиста

Хотя украинские стандарты качества и далеки от совершенства, но даже их выполнение — вещь весьма условная. «Проблема заключается в том, что ТУ на проверяемые товары мы зачастую даже не можем получить: они являются интеллектуальной собственностью производителей, — сетует Валентина Евтушенко, директор Харьковского центра по проблемам защиты прав потребителей. — Когда же просим предоставить нам показатели качества, компании уходят от ответа, требуя направлять им письменные запросы, на которые они, может быть, и пожелают ответить в течение неопределенного времени. Но проверка не может проводиться так долго. Поэтому проверять продукты мы можем только по параметрам безопасности — медико-биологическим требованиям (на наличие определенных бактерий, к примеру, кишечной палочки), принятым еще во времена СССР».

По словам Валентины Евтушенко, в прошлом году проверки практически не проводились из-за отсутствия госфинансирования. «А вот в 2006 году мы забраковали около 27% продукции, отобранной управлением по защите прав потребителей. Больше всего некачественных продуктов выявили среди мясных и молочных изделий», — подчеркивает эксперт. В текущем году деньги на финансирование проверок нашли. Однако их результативность вызывает большие сомнения. «Как лаборатория может дать негативное заключение о качестве продукта, если его производитель платит ей большие деньги?!» — иронизирует Олег Самчишин.

На самом деле повысить качество продукции и сделать ее более безопасной вряд ли получится без усилий со стороны государства. Необходимо принять ряд законов («Об ответственности производителей, поставщиков и дистрибуторов», «О потребительских рынках» и т.д.), а также разработать гос-программы по созданию лабораторий, которые будут отслеживать качество продукции. Такие структуры должны появиться в каждом областном центре.

Беда в том, что заинтересованное лицо в создании всей перечисленной инфраструктуры — украинский потребитель, а он, в отличие от отечественного бизнеса, пока что не научился лоббировать свои права. Процедура отстаивания своих прав очень сложна, утверждает Олег Самчишин. Чтобы доказать, что потребитель приобрел некачественную продукцию, нужна экспертиза. Но в Украине даже нет закона об экспертизе. Покупатель может лишь за свой счет заказать экспертизу в лаборатории, чтобы доказать вину производителя. Но это еще полбеды. Получить заключение лаборатории о реальном качестве товара, с которым можно обращаться в суд, практически невозможно. Таких прецедентов пока еще нет.

А все из-за коррупции в системе. Большинство лабораторий зависят от крупных производителей, которые у них заказывают какие-либо исследования».

Добавки не надо, уже объелись

Россия уже привела в соответствие с международными около 25−30% национальных стандартов. Несколько лет назад был принят Закон «О техническом регулировании», по которому ГОСТы должны были быть заменены техрегламентами. В отличие от ГОСТов, регулирующих лишь производство конечного продукта, техрегламенты «курируют» весь процесс изготовления товара по цепочке «от поля к столу». «Однако до сих пор никаких техрегламентов не утверждено», — сетует Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей РФ. Тем не менее в РФ, в отличие от Украины, обязательной сертификации подлежат почти все пищевые продукты. Россия, готовясь ко вступлению в ВТО, более жестко отстаивает свои интересы в отношении стандартов пищевых продуктов. По словам г-на Аншакова, к обсуждению будущих соглашений привлекаются различные организации, представляющие интересы бизнеса и потребителей. «Мы не позволим отменить обязательную сертификацию и будем жестко настаивать на том, чтобы продукты с разрешенными в странах ЕС пищевыми добавками (Е121, Е123, Е924 и т.д.) не импортировались в Россию. Уверен, правительство прислушивается к мнению потребителей и защитит их интересы», — подчеркивает Михаил Аншаков.

Популярность: 7%

Пообсуждать статью!

Просмотров: 22

2 комментария к “Как проводится контроль качества продуктов питания в Украине?”

Трэкбэк

  1. Альтернативные системы выращивания птицы|ptitcevod.ru - все для птицеводов|воспроизводство, инкубация, репродукция, технология содержания и леч
  2. О чем нужно помнить при выращивании бройлеров?|ptitcevod.ru - все для птицеводов|воспроизводство, инкубация, репродукция, технология содержания

Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS

При публикации материалов сайта, публикатор обязан разместить ссылку на источник.